Как за несколько дней марка Nescafe заняла больше половины рынка кофе в России
Август 1998 года. Рынок кофе. Проблемы тогда возникли у многих компаний, прежде всего завязанных на импорт. Доллар взлетел до небес, доходы населения упали в несколько раз. Цена на кофе, как на импортный продукт, выросла в шесть раз! На тот период ни одна составляющая продукта не производилась в России: ни банка, ни крышка, ни этикетка, ни сам кофе.
Кофейный рынок сразу встал. И только одна компания продавала — это Nestle. Как это выглядело. Буквально через несколько недель на полках магазинов стояла уже не баночка, а картонная коробка с кофе. Поменять стеклянную тару на картон было очень выгодным решением.
Во-первых, картон в несколько раз дешевле стекла. Тем более что на стекло шла таможенная пошлина (как на импортный товар), а картонную коробку делали в России.
Во-вторых, по размеру эта коробка была выше других банок. Ее делали такой, чтобы визуально было понятно, что здесь кофе больше, и это бросалось в глаза.
В-третьих, на тот момент в стандартных кофейных банках было по пятьдесят грамм, а в коробке Nescafe было сорок. Это был официальный «недосып» — на коробке так и было написано 40 грамм.
То есть коробка стала визуально больше, а по расходу сырья — на 20% меньше, чем у конкурентов. В итоге вчерашний «дешевый» кофе Pele оказался в разы дороже вчерашнего «дорогого» Nescafe. То есть Nestle практически без задержки предложил рынку продукт в несколько раз дешевле самого дешевого конкурента!
В результате они всего за несколько дней заняли 55-60% рынка. А их основные конкуренты «Jacobs» точно такой же «картонный» продукт выпустили почти на двенадцать недель позже — в середине декабря. В разгар кризиса компания Nestle смогла занять 60-70% рынка кризиса. А когда ситуация нормализовалась, доля скорректировалась до 50%.
Изучай!!!
Однажды к Учителю пришёл ученик и сказал:
— Учитель, я уже трижды встретился с покупателем, но он не хочет покупать мой товар.
— Изучай, — ответил Учитель.
Ученик ушёл и вернулся через неделю. Он был расстроен:
— Учитель, я изучил всё: я знаю, сколько денег и в каких банках на его счетах, я знаю, какие из моих товаров ему действительно нужны, я знаю, сколько точно он сэкономит, покупая их у меня, а не у моего конкурента. Я объяснил ему всё это… но он не хочет ничего покупать…
— Кстати, а как зовут его собаку? — спросил Учитель.
Идеальный сервис
Длинноногая девушка вдохнула и начала:
- Добрый день, уважаемые пассажиры. Мы рады приветствовать вас у нас на борту. К сожалению запасных выходов не предусмотрено, поэтому спасательных жилетов выдаваться не будет. В виду краткосрочности нашего рейса питание тоже не предусмотрено. А теперь, располагайтесь поудобнее — мы отправляемся.
- Ваууу!!! — хором выдохнули пассажиры.
- Абалдеть… Мы же в лифте… — изумлялся один мужик…
Ориентиры в достижении Поставленной Цели
Пловчиха долго тренировалась, собираясь переплыть Берингов пролив. И попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Поплыла, рядом в лодке плыли тренер, мама, врач. К ней были прикреплены датчики, которые показывали состояние ее здоровья. Естественно группа поддержки кричала «Давай, давай, ты сможешь, еще чуть-чуть»… И когда до берега и правда оставалось совсем чуть-чуть, пловчиха начала просить, чтобы ее вытащили из воды…. Тренер и мама в один голос уверяли ее что еще чуть-чуть и ей необходимо плыть, врач, глядя на датчики, говорил, что с ней все хорошо… Ничего не действовало, в какой-то момент пловчиха просто перестала плыть и ее пришлось вытащить в лодку.
ДВА года длился реабилитационный период…
Через два года пловчиха решила повторить попытку. Рядом с ней снова была команда поддержки, репортеры и представители Книги рекордов Гиннеса ждали, чем все это закончится на этот раз.
Она переплыла! К ней подошли журналисты и первый вопрос, который ей задали… «Почему вы не смогли сделать это в прошлую попытку?»
И она рассказала, что в первый раз команда поддержки с первых минут начали кричать «Давай, давай, еще чуть-чуть…», и когда ей начало казаться, что она плывет целую вечность, и конца-краю этому не будет, а ее команда по-прежнему говорила «еще чуть-чуть» она просто им не поверила… В этот раз она договорилась с тренером, и он ей говорил, сколько метров она проплыла и сколько метров ей осталось, т.е. давали четкие промежуточные ориентиры.
Жить как орёл
Чему могут научиться утята в своей стае? Как нужно крякать. Орлы же содействуют окружающим их людям. Вы когда-нибудь видели, как орлы готовят своих птенцов к жизни? Сначала родители начинают убирать мягкий пух, которым устлано гнездо. Они его просто выкидывают их гнезда. Потом они убирают траву. В гнезде становится все более неуютно. Постепенно удаляются маленькие веточки. И вот уже орлята лежат на жестких, колючих ветках. Вскоре им это надоедает, и они совершают первые попытки взлететь. Если же один из них слишком боязлив, родители просто выбрасывают его из гнезда. Если орленок и тогда не разворачивает крылья, родители ловят его и несут обратно в гнездо, но только для того, чтобы снова выкинуть его оттуда, пока он не научится летать.
Люди, живущие рядом с орлом, просто вынуждены расти. Орлы не терпят застоя и лени. Они бросают всему миру вызов. Поэтому орлы оказывают на людей сильное влияние и ведут их за собой. Их интересует жизнь вокруг них и люди, которые их окружают. Они хотят влиять на людей, менять их в лучшую сторону. Возможно, поэтому орла так почитают и используют как символ на множестве гербов. Мы охотно следуем примеру орла. Победители живут, как орлы. Какое животное Вы несете на Вашем гербе по жизни?
(Отрывок из аудиокниги Бодо Шефера «Законы жизни. Полная версия»)
Заповеди бизнес-тренера
Заповедь 1
Помнит, что венерологу не обязательно болеть самому, чтобы знать симптомы и схему лечения, поэтому совершенно не стесняется того, что чего-то не продавал, где-то не был, в чем-то не участвовал;
Заповедь 2
Признает свое дальнее профессиональное родство с шаманом, поваром, гувернанткой, актером, организатором, психотерапевтом, бизнес-консультантом и другими фигурами. Упреки в несерьезности собственных занятий легко снимает, достав сырое яйцо из-за уха оппонента с внушением последующей амнезии как упрека, так и яйца;
Заповедь 3
Постепенно дорожает, приобретая поклонников и ценителей; истинно же продвинутый тренер не переходит при этом грань, за которой ему все это начинает уж слишком нравиться;
Заповедь 4
Понимает, что глобального финансового кризиса, сопровождающегося обвалом фондовой биржи, тренингом телефонного общения не остановить. К сожалению. А то бы мы им!
Заповедь 5
Обожает неприятные вопросы типа «На сколько вырастет объем продаж?» Солнечно улыбаясь, продвинутый тренер восклицает: «Хороший вопрос!» – и переходит в контрнаступление;
Заповедь 6
Владеет началами дошкольной педагогики и конструирует упражнения для вице-президентов и генеральных директоров на базе классических деловых игр «Идет коза бодатая…», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…». Все гениальное просто;
Заповедь 7
Знает, что другой тренер – не только конкурент, но и единственный, кто способен его понять, в то время как заказчики приходят и уходят;
Заповедь 8
Держит по карманам множество разноцветных игрушек странных форм, издающих неожиданные звуки;
Заповедь 9
Помнит, что в отличие от сапера, ошибается не один раз, а на каждом тренинге;
Заповедь 10
Как каскадер или балерина, не собирается заниматься этим всю оставшуюся жизнь.
Клиент, который никогда не придет к вам вновь
Я — хороший клиент. Меня все знают. Я — тот, кто никогда не жалуется по поводу получаемого обслуживания. Я приду в «ХХХХХХХХХ» и буду ждать, пока кассир болтает со своими друзьями и не заботиться о том, чтобы проверить готовность моего заказа. Я ничего не скажу об ошибке в моем заказе. Я буду терпеливо ждать, не привлекая к себе никакого особенного внимания, потому что я деликатен. Если кассир разозлится или заскучает из-за того, что я рассматриваю меню и немного медлю с заказом, я буду очень вежлив. Я не считаю, что грубое поведение — это норма общения. Я не стану цепляться и критиковать работников, ведь я никогда не считаю нужным устраивать сцены в публичных местах, как некоторые. На мой взгляд, это неприемлемо.
Я приятный клиент, и я скажу вам кое-что еще: я клиент, который никогда не возвращается. Таков мой ответ, когда я чувствую, что не получаю должного обслуживания, и как раз по этой причине я себя сдерживаю. Со мной у вас не возникнет проблем, но я и не приду к вам больше. Мне от этого не станет легче, зато это навредит вам гораздо больше, чем если бы я устроил скандал при других ваших посетителях.
Между прочим, некоторое количество таких же клиентов, как я, может уничтожить ваше заведение! Вам следует знать, что таких приятных клиентов, как я, очень много. Все мы можем разглядеть плохое и неподобающее обслуживание. Мы станем ходить в другие кафе и тратить свои деньги там, где работает умный менеджер, который нанимает персонал, ценящий клиентов. Я придаю новое значение фразе «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». Я смеюсь, когда вижу, как вы из кожи вон лезете, тратя деньги на рекламу, чтобы завлечь меня обратно к себе. А ведь вы могли заполучить меня, лишь улыбнувшись мне, поблагодарив за визит и уделив немного личного внимания.
Мне все равно, какой тип бизнеса вы ведете. Возможно, вы никогда бы не узнали меня, и наоборот. Как бы то ни было, если дела вашего бизнеса идут слабо, и то лишь потому, что многие клиенты вас знают.
История о важности сервиса
А также о том, как быстро распространяется в современном мире информация о хорошем или плохом сервисе…
Итак…
Dunkin Donuts — американская пончиковая компания — сеть заведений, где люди могут купить несколько видов сладких пончиков и выпить чашечку кофе или чая.
По-видимому, сервис в этой компании не самый лучший…
В один прекрасный день посетитель по имени Дэвид Фелтон, постоянный клиент заведения, пришел, как делал не один раз до этого, купить пончиков. И попросил к ним, как обычно, кофе с обезжиренным молоком.
В этот раз обезжиренного молока не оказалось, что очень расстроило Фелтона. Помимо этого, сотрудник кафе был груб и даже не пытался извиниться за то, что компания не может предоставить те услуги, к которым посетитель привык.
Дэвид Фелтон был настолько возмущен, что рассказал об этой истории на своем персональном сайте.
Ему захотелось, чтобы весь мир знал, как к нему отнеслись в Dunkin Donuts.
Он был удивлён, когда ему стали писать другие посетители кафе этой сети, для того, чтобы рассказать о том, что тоже встретились с теми или иными сервисными проблемами в Dunkin Donuts.
В конце концов, Фелтон зарегистрировал сайт http://www.dunkindonuts.org/ и начал публиковать на нем негативные отзывы клиентов об этой сети.
Люди продолжали присылать негативные отзывы, а Фелтон продолжал их публиковать…
В конце концов, историй набралось достаточно много, а сайт стал достаточно популярен для того, чтобы это все стало серьезно беспокоить компанию.
Dunkin Donuts вначале попытались отсудить у Фелтона сайт, обвиняя его в незаконном использовании доменного имени. Но через некоторое время – решили, что проще пойти на переговоры.
В результате переговоров компания была вынуждена выкупить сайт у Фелтона. Сумма сделки не разглашается.
Так что, как видите – на неидеальном сервисе некоторых компаний можно даже заработать…